Medium black wolf ([info]mbw) wrote,
@ 2009-07-06 19:20:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Это, в общем-то, комментарий к посту [info]andrey_lensky о том, как автору-фантасту(в самом широком понимании этого слова) донести до читателя разнообразные факты о созданном им мире, так что лучше, наверное, сперва прочесть сам пост.
Я вот что по этому поводу думаю.
Сноски и, соответственно, комментарии в конце книги - это, на мой взгляд, за гранью добра и зла. Я не могу припомнить книги, где это было бы вызвано чем-то, кроме бессилия автора (некая информация, необходимая для книги, которую он просто не знает, как в нее втиснуть) или избыточного самомнения автора (информация отнюдь не необходимая, но ему невыносимо думать, что кто-то представит триндисом (см. пост) как-то иначе, чем он - ведь это не позволит ему увидеть то же, что автор, а, стало быть, он будет обделен). Есть единственный вид горячо приветствующихся мной приложений - собранная воедино информация, разбросанная по книге - карты, генеалогические древа и тому подобное. Я, собственно, любые приложения потом рассмотрю с благодарностью - но потом, и если меня к этому не вынуждают.
Объяснения, хоть в виде прологов, хоть в виде внутритекстовых отступлений, вполне имеют право на существование, если оправданы стилистически (у Ленского два великолепных примера того, что пролог может быть не менее интересен, чем остальное, удачные внутритекстовые отступления кишат, например, в "Волны гасят ветер"), но как же редко они бывают оправданы! Продираться же сквозь "Пролог" с большой буквы "П", вызванный к жизни только лишь тем, что автор не умеет... или ему невыносимо... (см предыдущий абзац) - тягостно.
Лучше всего, на мой взгляд, когда новые реалии вводятся исподволь, без явных объяснений, когда они как бы сами прорастают из текста. Это не так трудно, как кажется - если "по веткам прыгали шустрые триндисомы (см)", то, даже не обращая на них особого внимания, понимаешь, что это не медведи. Если это важно для книги, то упоминание впоследствии их пушистости не оставит сомнений, что это не птички . Если это особо важно, то повод их описать найдется. Если нет, то... никто не знает, что такое метавизирка, но "ловкач в модном радужном плащике и с метавизиркой через плечо" в контексте - образ более чем понятный. Так, кстати, можно легко ввести и проблемные, по мнению [info]andrey_lensky, единицы измерения - если "соседняя деревня была недалеко, всего в двух лонгах", то ежу ясно, что лонг - порядка километра, а уж 0.8 или 3 - можно намекнуть потом (если это вообще важно). Олди в "Ордене святого бестселлера" довели это до абсурда, однако их пародийный Ла-Ланг - живой и сочный на зависть многим. Многим, которым мешает все то же - бессилие или избыточное самомнение.



(18 comments) - (Post a new comment)


[info]murmele
2009-07-06 05:57 pm UTC (link)
Я у Моргейны страшно путаюсь все время -- что я забыла, что мне знать не положено, потому что после всплывет, а что она просто забыла написать...

(Reply to this) (Thread)


[info]mbw
2009-07-06 06:25 pm UTC (link)
У меня с ней проблемы типа (грубо говоря) "кто она мне - типа друг или типа писатель?" еще не разрешены, так что ее я не считаю.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]murmele
2009-07-06 06:27 pm UTC (link)
А я считаю. Я считаю, она очень толковую штуку делает, без скидок на "друг". Но разобраться в хитросплетениях тамошней геополитики мне удается с большим трудом.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mbw
2009-07-06 06:56 pm UTC (link)
Я про другое. Если начну читать ее, как писателя, то она будет безвозвратно потеряна для меня, как потенциальный друг, а мне не хотелось бы. Но то, что она пишет, не позволяет сказать: "Пусть себе пишет, мне она важна не этим!"(как нередко бывает). Так что я пока (уже давно) на распутье. У меня так редко бывает, всего два случая помню(а так долго - вообще она одна).

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]murmele
2009-07-06 07:08 pm UTC (link)
Почему, собственно, нельзя дружить с писателем?.. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mbw
2009-07-06 07:11 pm UTC (link)
Ну, не знаю, как объяснить... Для меня это как дружить с коровой, чье молоко пьешь. Попробую сформулировать более вразумительно, если получится.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]murmele
2009-07-06 07:23 pm UTC (link)
Нуууу и почему нельзя?..
Насчет коровы не знаю, а зато у меня были знакомые, которые вычесывали своего горячо любимого сенбернара и вязали чудесные свитера. Они даже со временем насобачились чесать рыжее отдельно, а белое отдельно и свитера вязали в полоску. И совершенно это ничему не мешало! :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mbw
2009-07-06 07:32 pm UTC (link)
Ну, это "побочное действие". Собаку или кошку не для шерсти заводят. Хотя аналогия у меня, признаюсь, отнюдь не идеальная.

(Reply to this) (Parent)


[info]mikeiva
2009-07-06 06:28 pm UTC (link)
Сноски милые у Пратчетта. Тех авторов, у которых они используются как справочный материал, по счастью, последние лет N читать не приходилось :)

(Reply to this) (Thread)


[info]mbw
2009-07-06 06:49 pm UTC (link)
Я Пратчетта очень плохо знаю. То, что знаю, позволяет заподозрить, что это просто литературный прием, который, естественно, ничем не хуже прочих литературных приемов.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mikeiva
2009-07-06 06:59 pm UTC (link)
Да, так оно и есть. В комментариях у Пратчетта излагается какая-нибудь отдельная смещная история.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mbw
2009-07-06 07:15 pm UTC (link)
Ну, тогда это совсем другое.

(Reply to this) (Parent)


[info]murmele
2009-07-06 07:25 pm UTC (link)
Кстати, в тему отличное сейчас вычитала -- перепечатка, видимо, из Башорга:
читала вчера фентезевину.
запуталась в именах и регалиях, решила посмотреть нет ли в конце справочника по названиям
открыла "содержание", увидела
Глоссарий.................................404
расстроилась что справочника нет и пошла читать дальше....
минут через 5 дошло, что что-то не так

(Reply to this)


[info]andrey_lensky
2009-07-06 09:00 pm UTC (link)
Тогда и я тоже отвечу отдельным постом. ;-)

(Reply to this)


[info]aldor
2009-07-06 09:55 pm UTC (link)
по веткам прыгали шустрые триндисомы (см)

Эту фразу, главное, врачам и микробиологам не показывать. :) Минут десять нездорового смеха гарантировано, с обязательным цитированием бессмертного "скок-поскок, я веселый гонококк". Тут, впрочем, проблема в неудачно придуманном слове. Ввиду недостатка базовой информации о животном фонетические аналогии имеют все шансы забить собою смысловые. Если начать знакомство с торговца шкурками триндисом на рынке, проблем будет существенно меньше. В общем, непростая это задача, качественно замусорить мозни читателя новыми словами. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]andrey_lensky
2009-07-06 11:04 pm UTC (link)
Слово было сгенерировано вслепую ударом пальцев по клавиатуре. ;-) Они уже тренированы создавать в таком режиме что-нибудь с осмысленным звучанием.

Вот еще раз: пуролевнусы, тородлунта, прукенрос.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aldor
2009-07-06 11:29 pm UTC (link)
Да, судя по всему, большинство новых слов в фэнтези создается именно таким способом. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]progrerrbloc
2009-07-16 12:00 pm UTC (link)
Журнальчик прикольный у вас, можно было бы уже и на собственный домен перебираться

(Reply to this)


(18 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…